Новый материал

Шины всегда были в дефиците в России

Первые автомобильные шины появились еще в 19 веке и представляли собой эластичные трубки, которые натягивались на колеса. Их ресурс был мизерным по современным меркам – около 1 часа непрерывной езды, после чего требовалась замена. Со временем технологии усовершенствовались, вместе с тем повысилась надежность шин, их качество и комфортность.

Одними из первых зарубежных компаний, вошедших на отечественный рынок, были фирмы Michelin (Франция), Continental (Германия) и Pirelli (Италия). С первых лет своего появления на российском рынке они начали вести ожесточенную конкурентную борьбу, пытаясь превзойти друг друга не только в качестве продукции, но и в маркетинге.

Первые успехи Michelin

Французская резина появилась в России еще в конце XIX столетия. В то время она была в большом дефиците, однако имела постоянный спрос, который особенно подогрел статус «поставщика высочайшего двора» в 1913 году. Покрышки, которые устанавливались на автомобилях высших государственных органов, однозначно заслуживали доверия со стороны рядового автомобилиста. Нередко очереди на покупку шин Michelin растягивались на 1-2 года. Причем зачастую их продавали в количестве не более 2-х в одни руки. А раздобыть полный комплект из четырех новых французских шин – считалось большой удачей.

michlen

Успеху французского бренда (не только в России, но и во всем мире) во многом поспособствовала агрессивная рекламная кампания. Название бренда Michelin, как и иллюстрацию Бибендума (Мистера Мишлен) можно было видеть едва ли не повсеместно. А в рекламных текстах читателям предлагали длинные повествования о том, почему шины французского производства были лучшими, чем у конкурентов.

Хотя представители других фирм (например, Continental) нередко заявляли, что Michelin совершенно беспардонно завоевывает рынки, основные тезисы из рекламных кампаний французов вполне совпадали с реальностью. Качество шин – действительно на высоте. Рекорды, поставленные на шинах Michelin – официально задокументированы. И более того, само качество шин Michelin работало на этот бренд. Во многом его популярности поспособствовало даже «сарафанное радио» в среде автомобилистов.

Также компания Michelin в первые десятилетия своего существования отвоевывала рынки путем демпинга цен. Например, в сентябре 1911 года фирма урезала ценники практически на 30%, и большинство конкурентов не были готовы на аналогичный шаг.

Первое представительство Continental в России

Среди всех зарубежных компаний, занимающихся производством авторезины, фирма Continental стала первой, которая открыла свое представительство в России в 1903 году. Маркетинговая стратегия строилась на уважении и авторитете, которые можно было завоевать только при одном условии – высочайшем качестве шин. Доверие покупателей подкреплялось сведениями об участии покрышек Conti в различных соревнованиях, установлении мировых рекордов и др. Также компания Continental стала известной во многом благодаря прорезиненным материалам, использовавшимся в аэропланах. В этом деле немецкая фирма не имела равных: дирижабли, произведенные при поддержке Continental, неоднократно ставили различные рекорды высоты, скорости и др.

Начало собственного производства в СССР

В 1920-х годах проблема с дефицитом автошин стала критической. Объемы поставок импортных покрышек едва покрывали базовые потребности автотранспорта, а возможностей для собственного производства в Советском Союзе на тот момент не было. Зарубежные компании не хотели создавать проблемы сами себе, поставляя технологии и оборудование потенциальным конкурентам. Поэтому ни того, ни другого в СССР практически не было.

Но в 1929 году тенденции изменились. Великая депрессия сделала производителей автошин более сговорчивыми, и был подписан контракт на строительство шинного завода в Ярославле, который дал первую партию продукции в 1932 году. Спустя 6 лет его производственная мощность достигла 3 млн шин в год.

yaroslavskiy-zavod

В 1942 году СССР получил еще один шинный завод, выкупив его у компании Ford, которая на тот момент была близка к банкротству и искала всяческие возможности избавиться от убыточного бизнеса, чтобы перейти на более выгодное производство джипов для армии. Его производственная мощность была вдвое меньшей, чем в Ярославле – 1,5 млн покрышек в год.

В дальнейшем удалось частично решить проблемы с поставками сырья и обеспечить заводы каучуком. Но объемы производимых шин все равно были недостаточными. С дефицитом сталкивались даже высшие государственные чины, не говоря уж о рядовых гражданах. Генерал Еременко, который командовал Особой дальневосточной армией, писал в своих заметках, что проблемы с автошинами были даже в армии, которая должна обеспечиваться покрышками в самую первую очередь. Много автомобилей простаивали из-за прокола или отсутствия шин.

Ситуация с шинами была настолько критичной, что они даже считались трофеями в военное время. Но даже в послевоенный период дефицит довольно долго сохранялся. Среди советских жителей бытовали шутки о сотрудниках милиции, которые из-за лысой резины на служебных автомобилях могли догонять преступников только огнем на поражение.

Появление Pirelli на отечественном рынке

В 1960-х годах СССР запланировал строительство заводов ВАЗ и КамАЗ. Разумеется, для комплектации автомобилей необходимо было обеспечить стабильные и непрерывные поставки шин. Два шинных завода, о которых упоминалось выше, не полностью удовлетворяли даже потребности в комплектации уже существующих авто, не говоря уж о новых. Это стало предпосылкой для входа итальянской компании Pirelli на отечественный рынок.

pirelli

С этим связана довольно интересная история. Константин Бахтов, занимавший должность торгпреда СССР, должен был встретиться с руководством компании Pirelli для обсуждения всех нюансов сотрудничества. Стороны долго не могли назначить встречу на удобное для них время. И когда такая возможность появилась, итальянцы направили за Константином Бахтовым автомобиль Ferrari, который должен был привезти советского тогрпреда за 100 километров к назначенному месту. Спорткар с профессиональным пилотом, обутый в резину Pirelli, проехал эти 100 км менее, чем за полчаса. Во время этой поездки Бахтов смог в полной мере оценить все возможности итальянских покрышек и убедиться в их отменном качестве. В конечном итоге был заключен договор на поставку оборудования, материалов и технологий для изготовления шин и резинотехнических изделий на Балаковском заводе в СССР.

А что сейчас?

Сегодня подавляющее большинство компаний-гигантов, занимающихся изготовлением автошин, имеют производственные мощности не только на территориях своих стран, но и в России. У большинства фирм (например, у Michelin, Yokohama, Nokian, Bridgestone) это полностью автономные заводы, обеспеченные всем необходимым. У других организовано совместное производство с российскими предприятиями. Например, по такой схеме работала компания Continental до 2013 года, прежде чем был открыт полноценный завод в Калужской области.

Рыночные тенденции и ситуация в мире постоянно меняются. И хотя мировой рынок переполнен предложениями от десятков и сотен производителей автошин, в 2022 году из-за санкций выбор покрышек в России резко сократился. Чаша весов резко сместилась в пользу отечественных производителей и зарубежных партнеров, преимущественно из Китая.

Даже сейчас, в 21 веке, проблема с дефицитом шин не решена полностью. Вдобавок ситуация осложняется санкционным давлением на зарубежные фирмы, которые имеют свои заводы на территории РФ. На некоторых из них остановлено производство из-за острой нехватки сырья и технологических ресурсов. Например, по состоянию на апрель 2022 года наблюдаются простои на российских заводах Bridgestone (Ульяновск), Yokohama (Липецк), Michelin (Давыдово). Заводы других компаний продолжают деятельность (Nokian во Всеволжске, Pirelli в Кирове и Воронеже, Continental в Калуге), но они не могут на 100% компенсировать дефицит покрышек. Поэтому качественные автошины, особенно импортные, сегодня снова становятся на вес золота.

Впрочем, это не заставило автомобилистов экономить на шинах. Потребность в резине никуда не исчезла, спрос по-прежнему остается высоким – практически таким же, как и в «досанкционное» время. Ведь экономия на шинах – это экономия на собственной безопасности. Отказавшись от своевременной покупки нового комплекта резины, водитель может столкнуться с гораздо более крупными расходами на устранение последствий ДТП, возникшего из-за езды на старых изношенных покрышках, стертых «до дыр».